kaktus_okamenel (kaktus_okamenel) wrote,
kaktus_okamenel
kaktus_okamenel

Categories:

СИМХА, СЫН ПОЧТЕННОГО РАБИ ЙОСЕФА...

Надо хоть чем-то отмечаться в ЖЖ… - вздохнула irinafreckles, объясняя свои ассоциации на слова, которые ей подкинула damoru.
Ну а мне уже цепочку ассоциативных намеков задала irinafreckles - вообще, любопытство гложет, можно, спрошу? - irinafreckles , очень бы хотелось узнать – сами Вы эти слова с чем-нибудь ассоциируете, или выбрали их случайным образом?

А слова такие:
1. Карусель
2. Поиск
3. Свеча
4. Заяц
5. Горка
6. Часы
7. Камень

Что ж, это дело мы любим: по ассоциациям уйти так далеко, что уже и дорога за лесами - за болотами, а меня всё несёт, несёт, куда-то занесёт, кто б знал... Стоп, Зорька, стоять!
(с) irinafreckles
http://irinafreckles.livejournal.com/111647.html



1. Карусель, да-да, конечно, карусель. Как хорошо что Семисловие началось именно с нее. Сам я в детстве только раз сподобился, когда в наш сонный городок привезли Парк Аттракционов. Потому что в нашей провинции, в «культурном Парке понад речкою» стояли только большие одинокие качели, действительно большие, метра 4 высотой, сиденья выломаны, и взрослые парни качались на них стоя на железке на которую следовало привинтить досточку сиденья. Досточку привинчивали в день коммунистического субботника, а ночью она загадочно исчезала, до следующего субботника.

Да. Так вот. Когда мне исполнилось 11 лет, привезли карусели, качели, кривые зеркала, силомеры, все это великолепие работало на пустыре рядом с Парком целый месяц. Я уговорил своих тетушек, что без карусели я буду чаще болеть и хуже учиться, и мне купили билет на Карусель, а в виде бонуса – еще и в Зал Кривых Зеркал.

Зеркала меня оставили скорее равнодушными, а вот карусель – карусель... у меня не то что закружилась голова, нет, я после нее шел вполне по прямой, чтобы не дай Бог никого не напугать, поскольку меня заранее предупреждали что Катание На Карусели Опасно – Можно Выпасть И Разбиться, А Еще От Нее Голова Кружится. но совершенно поразительное ощущение улета в собственный кокон, где все куда-то летит и стремится, все вокруг улетает в дальнюю даль, а потом тебя из этого состояния выводят, причем изумленно понимаешь что где был, там и остался. На секунду такое ощущение возникает когда стоящий на соседнем пути поезд начинает медленно двигаться а кажется что едешь ты; пока не поймешь через секунду что твой-то поезд стоит. Великая иллюзия движения, бег на месте. Только на карусели это длится не секунду, а долго, долго. Нечто подобное испытал еще однажды в жизни – когда меня мой дружбан-гринго в Японии соблазнил травку покурить с ним на пару. Ни то, ни другое мне в конечном счете не понравилось – как-то все мимо мозгов, на желудочно-кишечном уровне движение.

Потом я увидел Карусель на Рождество в Париже, на Елисейских полях, где мы гуляли с вполне уже взрослыми детьми (но еще, правда, без внуков); и они решили прокатиться; ночная иллюминация, все переливается, и в полной тишине (музыку после 11 вечера вырубили) на подпрыгивающих лошадках едут мимо меня мои милые совершеннолетние детишки, наворачивают круг за кругом, выныривают слева, их лица приближаются, поворачиваясь в профиль, а потом и вовсе только затылки видны, и они скрываются за поворотом... чтоб опять появиться из-за поворота, приблизиться, отвернуться и улететь. Сошли они с Карусели очень задумчивые. Еще более задумчив был я. Потому что поверит ли мне читатель, или нет, но в голове у меня вертелись образы непосредственно связанные со вторым Словом Семисловия:
2. Поиск – поиск в смысле, конечно, вполне определенном. Поиск – в поисках – искать смысл жизни. Потому что вертимся мы как белка в колесе, суетимся, и пожалуй самое интересное в ней – это увидеть дорогие детские лица – но они в итоге отворачивают за поворот, светя тебе любимыми затылками, и глядя вполне вероятно в этот миг на своих детей, наплывающих на них из-за поворота.
«Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл» -- или наоборот -- «Если в жизни нет смысла, то должно быть хоть какое-нибудь удовольствие». После поворота от Карусели к Поиску третье Слово Семисвечия было и вовсе единственно возможным:
3. Свеча – дополнительный источник света, с которым Диоген бродил в солнечный полдень по городскому рынку в поисках Человека.
Результат поисков неизвестен, но сами слова «Днем с огнем» применительно к поискам человечьей души, с которой хорошо и говорить и молчать, стали знаменитыми.
И вот тут я снова поражаюсь тому, что центральную позицию в Семисловии, замкОвое слово (как в кладке замкОвый камень), безошибочно занимает слово:
4. Заяц
Зайцу придется посвятить побольше внимания, все же центр, и какой центр! Ах, irinafreckles, умеете Вы взять за душу ласково и неотвратимо.
Ну вот, пожалуйте. Один из хтонических персонажей, Заяц, сам, собственной персоной пожаловал. Жил-был он не на Древе Жизни, а в Подземелье Смерти, помните?.. из сказок пришло, из седой старины: «...на океане есть остров, на том острове дуб стоит, под дубом сундук зарыт, в сундуке — заяц, в зайце — утка, в утке — яйцо, а в яйце — моя смерть» .
Семисловие для бытия в океане мироздания: Остров – Дуб – Сундук – Заяц – Утка – Яйцо - Смерть.
Заяц в центре.
Уже позже, уже после рассказа Геродота, как скифы пренебрегли вооруженными персами и бегали, побросав оружие по полю, так и не ставшему полем боя, за зайцем, что удивительного в том, что в древнегреческой вазовой живописи изображение зайца означает живую душу человека? Ее ни с каким фонарем не найдешь на шумном торжище, не зря Воскресший сегодня -- гонял торгующих из храма, а мы бьем сегодня Пасхальные яйца – Смертью Смерть поправ.
И удивимся ли мы, что «Наше все» Пушкин именно Зайцу обязан жизнью? Кабы не Заяц, поехал бы Александр Сергеевич к декабристам... Вот не зря ему памятник поставили:



В селе Михайловском Псковской области состоялось открытие памятника зайцу, который перебежал дорогу русскому поэту Александру Пушкину и этим спас ему жизнь. Памятник представляет собой верстовой столб с надписью "До Сенатской площади осталось 416 верст" и с фигурой сидящего на нем зайца. Идея установить монумент зайцу-спасителю пришла в голову писателю Андрею Битову, в ее реализации активное участие принял директор пушкинского музея-заповедника "Михайловское" Георгий Василевич. Открытие памятника стало частью неформального литературно-исторического проекта "К 175-летию перебегания зайцем дороги Пушкину, а так же восстания декабристов".

Но это я отвлекся на свою любимую тему, про неожиданные памятники.
Возвращаясь к Семисловию, Заяц в нем по праву в центре. Земную жизнь пройдя до середины, заблудиться в сумрачном лесу и встретить там Зайца... Заяц-Заяц, сколько я проживу?.. И, пройдя середину, к которой трудно взбирались от Карусели через Поиск со Свечой Зайца-Души, покатиться, как на собственном заду, к пятому Слову Семисловия:
5. Горка.
Неоднозначное слово. Ветвящееся. Детская горка с песочницей, горка на лыжне зимой в лесу, и тут тебе зачем-то лезут из октябрятских памяток Горки-Ленинские, а память-злодейка услужливо подсовывает фотографию сидящего в кресле в Горках непонятно кого – с мертвыми (уже) глазами, а еще горки в любимом овраге, где в детстве играли и за горушками прятались, и ледяные горки в Питере, где спасая сына от лобового попадания в единственное росшее сбоку дерево я его спас, но лодыжку сломал, и счастливо провел месяц на диване, и деревенское слово «горка» применительно к шкафчику, где за стеклом стоят тарелки и рюмки. Нет, определенно горки посланы для отдыха на тернистом пути Семисловия к шестому Слову, слову опять совсем не простому:
6. Часы.
Прибор показывающий течение чего-то, что невидимо и неощутимо. И -- единицы измерения этого самого, непонятно чего. Время. Судьба.
Может, именно Время вертит мотор той Карусели, где родители смотрели в затылок мне, когда я смотрел как лица детей выплывают из-за поворота, поворачиваются ко мне, а потом уже и от меня, и только и только их затылки видны на прощанье. Часы идут.
А Седьмое и последнее Слово:
7. Камень -
- стоит. Стоит Камень, хотя как утверждали знавшие почти все о мире греки, все на свете боится Времени. Правда, добавляли они, даже Время боится Пирамид. Пирамид, сотворенных человеком из Камня. Значение этого творения темно и загадочно, и люди все снова и снова гадают, но нет пока, к счастью, ответа.

Потому что когда ответ находят, не всегда он интереса, проявленного к его поиску, достоин. Вот был у Пушкина перстень, с камнем, на котором были загадочные буковки вырезаны. Подарила перстень с камнем ему женщина. Носил он его, не снимая; умирая завещал Жуковскому, от наследников Жуковского перстень «с каббалистическими знаками» попал к Тургеневу; после его смерти – в музей Лицея; в 1917 году из Лицея был украден и пропал; остался только оттиск; и вот то, чего Пушкин не знал, прочли: написано было на перстне, на камне, сокращенно, с использованием только части букв, потому что все буквы на маленький камень в перстне не влезали:

«СИМХА, СЫН ПОЧТЕННОГО РАБИ ЙОСЕФА,
ДА БУДЕТ ПАМЯТЬ ЕГО БЛАГОСЛОВЕННА»

И вот нет уже ни Йосефа, ни Симхи, ни Пушкина, ни зайца, ни перстня с камнем – все унесло Время, а вот надо же – история про Симху осталась, такая же соленая как армянский дудук, который я сейчас слушаю.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments