kaktus_okamenel (kaktus_okamenel) wrote,
kaktus_okamenel
kaktus_okamenel

Categories:

Неугомонный Лиснерп затеял...

...наисурьезнейший конкурс – на тему «Он и Она», в котором следует в одной фразе описать историю взаимоотношений. Не по детски расщедрился – победитель получит «...Приз: одна тысяча рублей на яндекс-кошелек, либо годовой платный аккаунт ЖЖ...»
Условия конкураса и уже поданные работы здесь:
http://lisnerpa.livejournal.com/253184.html
Или здесь:
http://odin-i-odna.livejournal.com/134021.html

Я же вступаю в практически безнадежную борьбу с тремя историями: по одной фразе из:
- Киреевского, где описаны отношения Запада и России;
- Тургенева, описавшего маму Базарова, и мимоходом характеризовавшего ее отношение к папе Базарова;
- и, наконец, из Библии, универсальная фраза не все случаи жизни.
--------------------------
История первая. Кириевский. Запад и Россия:

«Киреевский И.В.; «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (письмо к графу Е.Е. Комаровскому)» -
в которой славный славянофил в ОДНОМ ЕДИНСТВЕННОМ предложении исчерпывающе обосновывает разницу между между Западом и Россией - насладидесь философской ёмкостью и цельностью ОДНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Христианство проникало в умы западных народов через учение одной Римской церкви – в России оно зажигалось на светильниках всей Церкви Православной; богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности – в православном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздвоение сил разума – здесь стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий – здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной цельности и средоточию разума; там искание наружного, мертвого единства – здесь стремление к внутреннему, живому; там Церковь смешалась с государством, соединив духовную власть со светскою и сливая церковное и мирское значение в одно устройство смешанного характера, – в России она оставалась не смешанною с мирскими целями и устройством; там схоластические и юридические университеты – в древней России молитвенные монастыри, сосредоточивавшие в себе высшее знание; там рассудочное и школьное изучение высших истин – здесь стремление к их живому и цельному познаванию; там взаимное прорастание образованности языческой и христианской – здесь постоянное стремление к очищению истины; там государственность из насилий завоевания – здесь из естественного развития народного быта, проникнутого единством основного убеждения; там враждебная разграниченность сословий – в древней России их единодушная совокупность при естественной разновидности; там искусственная связь рыцарских замков с их принадлежностями составляет отдельные государства – здесь совокупное согласие всей земли духовно выражает неразделимое единство; там поземельная собственность первое основание гражданских отношений – здесь собственность только случайное выражение отношений личных; там законность формально-логическая – здесь выходящая из быта; там наклонность права к справедливости внешней – здесь предпочтение внутренней; там юриспруденция стремится к логическому кодексу – здесь, вместо наружной связности формы с формою, ищет она внутренней связи правомерного убеждения с убеждениями веры и быта; там законы исходят искусственно из господствующего мнения – здесь они рождались естественно из быта; там улучшения всегда совершались насильственными переменами – здесь стройным естественным возрастанием; там волнение духа партий – здесь незыблемость основного убеждения; там прихоть моды – здесь твердость быта; там шаткость личной самозаконности – здесь крепость семейных и общественных связей; там щеголеватость роскоши и искусственность жизни – здесь простота жизненных потребностей и бодрость нравственного мужества; там изнеженность мечтательности – здесь здоровая цельность разумных сил; там внутренняя тревожность духа при рассудочной уверенности в своем нравственном совершенстве – у русского глубокая тишина и спокойствие внутреннего самосознания при постоянной недоверчивости к себе и при неограниченной требовательности нравственного усовершенствования – одним словом, там раздвоение духа, раздвоение мыслей, раздвоение наук, раздвоение государства, раздвоение сословий, раздвоение общества, раздвоение семейных прав и обязанностей, раздвоение нравственного и сердечного состояния, раздвоение всей совокупности и всех отдельных видов бытия человеческого, общественного и частного, – в России, напротив того, преимущественное стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего, общественного и частного, умозрительного и житейского, искусственного и нравственного.

Проверить и дополнить можно здесь:
http://russzastava.narod.ru/kireevskiy1.html - Русская застава, библиотечка «Антология русской мысли»
или здесь:
Собрание сочинений в 2-х томах, изданное в 1911 году, доступно в библиотеке «ImWerden»:
Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 1. 1911»
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1260
Иван Васильевич Киреевский «Полное собрание сочинений. Том 2»
http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1261


История вторая, Тургенев, «Отцы и дети»:

http://www.ilibrary.ru/text/96/p.20/index.html
В одном единственном предложении описал Тургенев матушку Базарова, Арину Власьевну, которая по мнению Ивана Сергеевича была «...настоящая русская дворяночка прежнего времени; ей бы следовало жить лет за двести, в старомосковские времена...», мимоходом описав ее отношение к мужу:

Она была очень набожна и чувствительна, верила во всевозможные приметы, гаданья, заговоры, сны; верила в юродивых, в домовых, в леших, в дурные встречи, в порчу, в народные лекарства, в четверговую соль, в скорый конец света; верила, что если в светлое воскресение на всенощной не погаснут свечи, то гречиха хорошо уродится, и что гриб больше не растет, если его человеческий глаз увидит; верила, что черт любит быть там, где вода, и что у каждого жида на груди кровавое пятнышко; боялась мышей, ужей, лягушек, воробьев, пиявок, грома, холодной воды, сквозного ветра, лошадей, козлов, рыжих людей и черных кошек и почитала сверчков и собак нечистыми животными; не ела ни телятины, ни голубей, ни раков, ни сыру, ни спаржи, ни земляных груш, ни зайца, ни арбузов, потому что взрезанный арбуз напоминает голову Иоанна Предтечи; а об устрицах говорила не иначе, как с содроганием; любила покушать — и строго постилась; спала десять часов в сутки — и не ложилась вовсе, если у Василия Ивановича заболевала голова; не прочла ни одной книги, кроме Алексиса, или Хижины в лесу; писала одно, много два письма в год, а в хозяйстве, сушенье и варенье знала толк, хотя своими руками ни до чего не прикасалась и вообще неохотно двигалась с места.
Тургенев меланхолично замечает, что «...подобные женщины теперь уже переводятся. Бог знает — следует ли радоваться этому!..»



История третья, универсальная, из Библии:

Аминь.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments