kaktus_okamenel (kaktus_okamenel) wrote,
kaktus_okamenel
kaktus_okamenel

"The less you know, the more you believe." Bono


В беседе с knabe_alter возник вопрос - какова этимология слова "Государство".

Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера он-лайн слова государство не знает.
Не знает и слова государь.

государь” в словаре Даля несколько разъясняет ситуацию, но не намного:

ГОСУДА́РЬ м. всякий светский владыка, верховный глава страны, владетельная особа: император, царь, король, владетельный герцог или князь и пр. Государями чествуют у нас всех членов царской семьи, ставя почет этот перед саном, где к сану или званию подданного прилагается господин: Государь Император: Государь Великий Князь; но перед именем, слово это ставится вместо сана: Государь Петр Великий. В народном правлении Новагорода, чествовали его государем, как Псков назывался господином. Встарь государь или осударь употребляли безразлично, вм. господин, барин, помещик, вельможа; поныне царю говорим и пишем: Всемилостивейший Государь; велик. князьям: Милостивейший Государь; всем частным лицам: Милостивый Государь отцы наши писали, к высшему: милостивый государь; к равному: милостивый государь мой; к низшему: государь мой. Сударь, сударыня, употреб. почти только устно. Никто, как Бог да государь. Один Бог, один государь. Одному Богу государь ответ держит. Ведает Бог да государь. Бог знает, да царь. Речи бояр заключались: А всего выше, Государь, ведает Бог да Ты. Нельзя быть земле Русской без государя. Не Москва государю указ, государь Москве. Государь знает, кто ему друг, кто недруг. т. е. не наше дело. Госуда́рыня ж. владетельная женщина или супруга государя: употреб. во всех случаях и значениях как государь. Госуда́рев, госуда́рынин, ему или ей принадлежащий, свойственный, к нему или к ней относящийся. Все Божье да государево. Божье стало государевым, о населен. церковных имуществах. Государево (или: казенное добро) на воде не тонет, на огне не горит. Царский праздник не наш день, а государев. Госуда́рский, государев; госуда́рски, прилично, достойно государя. Госуда́рич и госуда́рышня, стар. дети государя, сын и дочь; потомки владетельной особы. Госуда́рить, царствовать, владеть, управлять государством, быть государем. Госуда́риться стар. брать на себя власть или сан государя, особ. при смутах и сомнительных правах. Госуда́рство ср. царство, империя, королевство, земля, страна под управлением государя. || Стар. государствование, власть, сан и управление государя. Поздравлять на государстве, здравствовать государю со вступлением его на престол. Госуда́рственый, до государства относящийся. Госуда́рствовать, государить, царствовать, царить, быть государем. Госуда́рствованье, госуда́ренье ср. управление государством в сане государя.


В итоге нашел большую статью, сел изучать, если кому интересно - вот здесь:
http://www.humanities.edu.ru/db/msg/81512
Ильин М.В. Политический дискурс: слова и смыслы (Государство) // Полис. 1994. № 1. С. 127–140.

От редакции. Немало проблем современного политического развития коренится в непонимании его участниками друг друга, в неспособности многих из них четко выразить свои устремления. Поверхностно воспринятые политические понятия используются небрежно, искажается их смысл. Грешат этим порой и политологи. В результате понятийный аппарат отечественной политики нуждается во «врачевании». Помочь решению этой сложнейшей задачи, стоящей перед нашей наукой, призвана программа исторического и аналитического описания ряда ключевых понятий и связанных с ними явлений в отечественной политике на фоне опыта европейских (романо-германских) народов. Этот проект осуществляется Центром политических теорий ИСПРАН. С наиболее интересными промежуточными результатами журнал предполагает знакомить своих читателей. Серию открывает вступительная статья руководителя Центра М.В. Ильина, дополненная его же очерком родового понятия государства. В следующем номере будет продолжено рассмотрение понятийного комплекса (гнезда) государства в очерках видовых понятий «Деспотия», «Империя», «Республика», «Держава» и «Отечество». Затем предполагается обратиться к таким понятийным комплексам, как «Строй/Конституция», «Общество», «Закон».

------


На Руси к исходу средневековья вызревает конкурирующее с царством название отечественной политической системы – государство. Оно, однако, с самого же начала приобретает более широкую трактовку, хотя и не становится полным аналогом европейским понятиям республики и статуса-состояния. Концептуализация государства осуществляется путем переноса архаичной когнитивной схемы на новое явление. Используется родовая идея вождя как господа, т.е. могущественного деятеля, регулирующего отношения с чужими, гостями (т.e. *host – чужой, враг, гость, хозяин как участник гостеприимного обмена и *pot – хозяин, «сам»). Господь, выступающий как организатор отношений с другими – чужаками, несет функцию сугубо политическую, пусть и примитивную. В дальнейшем произошло как бы расщепление понятия на вполне бытовую трактовку гостеприимства и на его сакрализацию – перенос имени господь на горнего подателя благ, покровителя своих (православных) и защитника от чужих (поганых). Промежуточное, собственно политическое значение организации отношений с другими политико-потестарными сообществами на время перешло в латентное состояние, оказалось в тени.

В российских условиях вотчинного уклада, когда политическая роль правителя и хозяйственная – владельца практически не различались, было крайне легко сделать шаг от господаря/государя в дому до царя-государя, непосредственного восприемника и обладателя сакральной державы. В результате разветвившееся древнее понятие господ, утратившее, казалось, на какой-то период свои политические качества, снова соединяется в виде понятия уже более сложного и опять вполне политического.

Государство трактуется первоначально как достоинство и атрибут лица, воспринимающего благодать от горнего Господа и передающего его земцам-соотечественникам, а также как принадлежность хозяина в своем доме, вотчине. Затем уже в условиях кризиса вотчинного уклада атрибуты и свойства господина/государя переносятся на политическую систему, а там, наконец, отождествляются с самой этой системой. Это отмечал и Ключевский: «Из-за лица проглянула идея, и эта идея государства, отделяясь от мысли о государе, стала сливаться с понятием о народе… Так стали переверстываться в сознании, приходить в иное соотношение основные стихии государственного порядка: государь, государство и народ» (23).

В целом, однако, за словом государство закрепляется родовое значение, а слово держава переводится преимущественно в план внешнеполитический. Это окончательно происходит лишь в XIX в. Тогда же возникает абстракция более высокого ранга и появляется понятие государственности. Только к концу века устанавливается понятие режима как образа государственного правления, формы государственности.



А вот синонимы: государство - это:

страна, земля, гпсподарство, княжество, королевство, царство, эмират, ханство, султанат, халифат, держава, империя, рейх, республика... --- продолжите?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments